30-е и 40-е годы

Первый период  становления и развития театра. Он был успешным в первую очередь в силу того, что  опирался на традиционно излюбленный  зрителями жанр музыкального спектакля. «Холопка» - первый, очень успешный спектакль театра. Далее были  «Золотая долина» Дунаевского, «Сорочинская ярмарка» Рябова, «Свадьба в Малиновке» Александрова. Оренбургский театр, как, впрочем, и все театры этого жанра, взял  курс, ориентированный на новую, нарождавшуюся в те годы  советскую оперетту, социалистическую по содержанию и водевильно-классическую по форме. Эмоциональность, юмор, зрелищность в сочетании с социальным оптимизмом сделала в то время советскую оперетту одним из самых популярных жанров театрального искусства: «Сотый тигр», «Честь мундира», «Взаимная любовь», «Варьете», «Роза Стамбула», «Амурский гость».
Главным режиссёром и художественным руководителем в те годы был Марк Азриэльевич Маркбен. Именно его усилиями театр стал единым художественным целым.   Это был период становления как организационных, так и художественных основ театра.

 

Период Великой Отечественной войны


В  помещение театра эвакуируется знаменитый  «Малегот» (Ленинградский малый оперный театр), в жизни музкомедии вновь возникает город Орск, в котором он отработал два сезона, затем, вплоть до отъезда «Малегота», театр даёт спектакли  в небольшом Д/К имени Дзержинского. Активно эксплуатируются спектакли прошлых лет, появляются новые названия:  «Ветер с Востока»  В Сидорова и К. Левицкого, «Год спустя» Александрова, «Ганна» М. Корчмарёва и С.Ветлугина, «Три встречи» М. Старокадомского и В. Типота и много других, в которых авторы изображали войну поверхностно, при помощи идеологически выдержанной трескучей фразеологии.  Такие  спектакли занимали весомое место в репертуаре театра исключительно благодаря своей тематике, но были и другие, которые имели подлинный зрительский успех. С 43-го по 45-й годы в репертуар театра вошли «Мадмуазель Нитуш» Эрве, «Фиалка Монмартра» и «Баядера» Кальмана, «Продавец птиц»  Целлера. И зрители по достоинству ценили эти столь необходимые тогда жизнеутверждающие произведения  и художественную целостность,   зрелое мастерство труппы: за 1945-й год  на спектаклях военной тематики присутствовало в среднем по 650 человек,  каждое представление классической оперетты посещало в среднем по 780 зрителей.

 

Историческая справка составлена по книге В.Ф. Наточий «Силуэты»