Полная версия сайта

Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии

88 театральный сезон

Александр Пащенко: «Сцена – это огромный труд», Елена Савельева "Вечерний Оренбург" №42 от 22.10.2015

14.04.2016

Александр Пащенко из той редкой породы людей, что живут с полной отдачей, на полную катушку. 52 года он отдал сцене, и в свои 70 лет народный артист России по-прежнему легок в общении. Его обожает публика, он отвечает ей тем же. Вот почему на его спектаклях и концертах полные залы. Ему аплодируют стоя, в него влюбляются, его замечательный голос готовы слушать бесконечно.

Бенефис Александра Пащенко в его родном театре музыкальной комедии – большое событие и для него самого, и для Оренбурга. Публика собралась искушенная. Здесь все, кто его давно знает: друзья, артисты, музыканты и поклонники, настоящие ценители оперетты.

Александр Кириллович пришел задолго до концерта. В гримёрной сразу стало шумно: каждый спешил поздравить народного артиста с юбилеем. «ВО» – в их числе.

– Александр Кириллович, поздравляем! Вы столько лет на сцене, не жалеете, что связали жизнь с опереттой, это ведь очень жертвенное искусство?

– Нисколько. Я мечтал стать врачом, но не получилось. Когда пришёл в театр на работу монтировщика, во мне увидели артиста, приняли в хор, и я стал расти. Тогда здесь очень хорошие мастера были: режиссёр Исаак Яковлевич Бернер, молодые выпускники из ГИТИСа. И среди них я – простой 18-летний мальишка без высшего образования. Исаак Яковлевич поставил нас на профессиональную сцену. Он воспитывал нас, лелеял, учил и заставлял. И мы делали совершенно невероятные вещи. Мы не просто пели и танцевали, мы крутили сальто, это был цирк, сумасшествие просто! Театр был тогда на высоте, четвёртый по всему Советскому Союзу, после Московского, Ленинградского и Екатеринбургского. У нас у всех уникальное творческое состояние было. А какие спектакли выходили – «Черный дракон», «Поручик, граф Лавровский», «Король вальса» – замечательные вещи! Они получили высокую оценку столичных критиков. Мы радовались все вместе – режиссёры, артисты, музыканты, балетмейстеры и руководители театра.

– На самом деле это так важно вовремя попасть в нужную и умную среду. Вы с таким уважением и любовью говорите о своих коллегах. А какие у Вас самые любимые роли?

– Безусловно, Николка из спектакля «Бабий бунт» Птичкина, князь Орловский из «Летучей мыши» Штрауса, Тони из «Принцессы цирка» Кальмана. Я бы сказал, все роли, которые я играл. Каждая хороша по-своему. Я воспитан на музыке советских композиторов, которые писали для оперетты. Все они делали это с большой любовью и очень профессионально. Вспоминаю спектакль А. Журбина «Агент 007». Это не спектакль, это настоящее шоу было. Мы летали на высоте двухэтажного дома! В спектакле «Принцесса цирка» мы выполняли настоящие трюки. Конечно, травмы получали. Я до сих пор весь в шрамах. Зато отдача какая творческая! Мне говорили: «Ты сможешь!» – и я делал.

– Вы человек состоявшийся. Человек-звезда. Вы – любимец женщин. Ваши отношения с поклонниками всегда были взаимными?

– Женщин я предпочитаю. Я же мужчина. Вообще, женщин нужно обожать, любить, боготворить и преклоняться перед ними. Есть у меня проверенные временем люди – Саша Васильев, мы с ним давно дружим. Ну а когда подходят поклонницы, мы всегда рады, с удовольствием ответим на все их вопросы, потому что мы их всех очень любим.

– Артиста без поклонников просто нет?

– Артист есть тогда, когда есть публика. Когда ты видишь – на тебя смотрят, и ты чувствуешь дыхание зала. Тогда появляется невидимый мост – связь со зрителем. Это такие качели: ты – мне, я – тебе, и так всю жизнь. И если артист это ценит, тогда у него всё получается.

– Вам завидовали. Были моменты, когда хотелось бросить театр?

– Никогда!

– Что надо делать, чтобы завистники оставили в покое?

– Всё очень просто. Если кто-то выполнит мою работу лучше – пожалуйста. Я отхожу в сторону. Я уступаю, но ты сделай не хуже меня. Получилось? Блистательно. Я буду тебе аплодировать, начну что-то новое искать. Конкуренция – это движущая сила в творчестве. Соперничество – двигатель прогресса.

– У Вас самое высшее звание – народный артист России. Как его заслужить? Что пожелаете своим молодым коллегам?

– Только одно – работать, вкалывать, пахать. Сцена – это неимовернейший труд и не прекращающийся процесс самосовершенствования. Если ты работаешь над собой, значит, ты имеешь право на хорошую роль. Имеешь право выйти к зрителю. Ты имеешь право долететь до облаков. Всё это ты делаешь ради зрителя.

– У Вас есть нереализованная мечта? Так бывает, иногда хочется сыграть свою самую главную роль.

– Да, есть: сыграть драматическую роль.

Справка:

Александр Пащенко родился 3 июня 1945 г. в Оренбурге. Народный артист России. В Оренбургском театре музыкальной комедии с 1963 г. Всего через шесть лет он стал солистом-вокалистом. Сыграл больше 150 ролей. Ряд постановок осуществил как режиссер. В его творческом багаже – Яшка-артиллерист («Свадьба в Малиновке» Б. Александрова), Рахмет Алиев («Севастопольский вальс» К. Листова), Саша («Мы хотим танцевать» А. Петрова), Бабс Баберлей («Здрасьте, я ваша тетя!» О. Фельцмана) и ещё немало запоминающихся и ярких сценических образов.