Дважды императрица

Или когда предназначение – лечить…

Дневной свет проникает в окно гримёрки и смешивается со светом лампы, которая висит над зеркалом, и получается, что Наталья Юрьевна вся пропитана им. Лёгкая, но вместе с тем и осторожная. Приветливая, но со стальным стержнем внутри. Словом, Снежная Королева. Её, кстати, Чепенкова тоже играла. А ещё Екатерину II, причём в двух разных спектаклях.

Репертуар у Натальи Юрьевны более чем разнообразный, но очень уж ей к лицу роль царицы.

О любви, профессии и самоотдаче

– Ваш творческий вечер называется «Вечная любовь». Почему именно так?

– Всё в жизни основано на любви. Так называя, думала о том, как люди нашей профес­сии любят своё дело. Выходя на сцену, мы, артисты, забываем обо всём. Любые недомогания и проблемы на время перестают существовать.

Было у меня однажды перед спектаклем очень высокое дав­ление. Сделал тогда врач укол, сказал лежать, а я ему: «Как лежать? У меня спектакль!» Он: «Вы что, с ума сошли?» «Нет, не сошла». Вышла на сцену и об этом почти забыла. Да, после представления всё возвраща­ется, а пока идёт спектакль, ты здоров, как будто «плацебо проглотил». Ты отдаёшь всё в зал, но и получаешь что-то вза­мен. Ставился у нас спектакль «Всё начинается с любви». Я играла маму главного героя и в какой-то момент должна была выходить в зал с песней. Когда спустилась и увидела зрителей, то подумала, что петь не смогу сейчас. Сама песня душеразди­рающая, а тут ещё зрители ревут. Потом я научилась не видеть этого. Но когда понимаешь, что это ты заставил людей ис­пытать такие чувства и тебе за это благодарны, тогда по-новой влюбляешься в свою профессию. Это очищение слезами, оно до­рогого стоит.

– Вы сказали, что всё на­чинается с любви, а что такое для вас любовь?

– Это понятие постоянно трансформируется, и нельзя дать однозначный ответ. Последнее время стала замечать за собой, что если вдруг услышу на улице, в магазине, как кто-то кашлянул, то тут же про себя подумаю: «Будь здоров!» Это я к тому, что рань­ше такого не было. Появилось желание блага и добра любому человеку. Не знаю, нормально ли это. (Смеётся.)

– Кого бы вам сегодня хо­телось сыграть?

– До миссис Рид в мюзикле «Джейн Эйр» я бы сказала, что хочу как раз такую роль. Она многоплановая, интересно вы­строен характер героини. Вроде бы миссис Рид благородных кровей, но в то же время особа приземлённая и хваткая. Своего такая дама не упустит. При этом в ней есть какой-то шарм, иначе бы она не сумела так удачно вы­йти замуж. Ещё она мать и, что­бы пристроить дочерей, готова на всё. В этой роли много всего, героиня яркая и живая (За эту роль в 2019 году Чепенкова полу­чила губернаторскую премию в номинации «Лучшая актёрская работа». – Авт.).

– В двух спектаклях вы играете Екатерину II – в «Го­лубой камее» и в «Ночи перед Рождеством». Так или иначе, императрица заняла в вашей жизни особое положение. Как вы к ней относитесь, и разные ли это женщины в зависимо­сти от постановки?

– Скажем так, я показываю одну и ту же женщину в разных обстоятельствах. И в «Голубой камее» она, конечно, намного жёстче. Но ведь она и находится в непростых условиях, когда с одной стороны ей грозит Пуга­чёв, а с другой княжна Тарака­нова.

Естественно, Екатерина II озабочена всем этим, что и зада­ёт характер роли. При этом она с чувством юмора, но знающая, как держать народ.

Каково моё отношение? Это была очень умная женщина. Она заботилась о стране, и то, что Россия стала для неё домом, по-моему, бесспорно.

До рая далеко, но и не хочется

– Наталья Юрьевна, вы приехали из Саратова в Орен­бург в 1998 году по приглаше­нию художественного руково­дителя театра Виталия Брука. Помните, с какими мыслями ехали, первое впечатление от города?

– Стояла зима, и первая мысль была: «Как же здесь хо­лодно!»

Намного холоднее, чем в Саратове. А ещё тогда в Орен­бурге оставалось много частно­го сектора, и я ехала и думала: «Господи, куда я попала?»

Сам театр сразу понравил­ся, но я ведь совершенно не была готова служить в нём. Меня в Саратовской консерва­тории научили петь и больше ничего. Я готовилась к работе в оперном театре, а попала сюда. Потому дума ла, что по­буду тут года два и уеду. Мне и мой педагог тог да сказала: «Два года в оперетте порабо­таешь, и оперный театр пока­жется раем». А я вот приехала, да и осталась.

– Так полюбилось, что не смогли уехать?

– Мне действительно понра­вилось. И ведь жанр оперетты гораздо труднее жанра оперы. Это он только для восприятия счита­ется лёгким. Чтобы работать в нём, пришлось многому научить­ся: танцевать, говорить, петь.

Немало мне дал режиссёр Владимир Васильевич Кучин, служивший в театре в начале 2000-х. Благодаря ему сейчас легко работается с другими ре­жиссёрами. Я понимаю, чего они хотят, и делаю это, потому что должна на сцене воплотить мысль не свою, а режиссёра. Бывает ли, что больше хочется свою? Да, и тут тоже всё зависит от постановщика спектакля. Кто-то скажет: «Вы попробуйте, а я посмотрю», – и если это будет укладываться в его видение, тог­да это останется. Ну, а если нет, то нет. И здесь не до обид, это ведь не мой спектакль – общий.

Чем позже, тем лучше?

– Наталья Юрьевна, во сколько лучше начинать учить ребёнка музыке?

– Я никогда не занималась с детьми. Но мой педагог Маргари­та Владимировна Степанчук го­ворила, что начинать занимать­ся вокалом надо только после того, как закончится мутационный период развития голоса.

Сейчас мода такая – занимать­ся с детьми, но должен это делать тот, кто умеет, ведь вся опасность в том, что переучить гораздо сложнее, чем научить. И если у человека уже закреплён опре­делённый рефлекс, то снять его будет трудно. Потом, должна быть психологическая совместимость с педагогом. Надо понимать друг друга, важно доверять учителю. И это процесс очень сложный.

Знаете, если бы всё было так легко, то каждый, кто учился, становился бы великим вока­листом.

Я не помню, во сколько на­чала петь. Всегда открывала рот и пела. Помню, как маленькой иду по улице и пою «Червону руту» Ротару. Кажется, что я пела всегда. Может, ещё потому, что сама из поющей семьи.

Доктор Чепенкова

Голос Натальи Юрьевны даже в простой беседе очаровывает. Она и говорит, будто играет. Каждое слово сопровождается богатой мимикой, жестами. Вот и разговор своего рода игра – стремительная, глубокая и красивая. И наряду с певицей и актрисой Чепенкову хочется назвать ещё и доктором. Её ис­кусство и правда лечит. И на фоне этого совпадение, что она четыре года до поступления в музыкальное училище трудилась в аптеке, составляя для больных лекарства, кажется удивитель­ным. Видимо, когда предназначе­ние – лечить, от этого не уйдёшь.

2 февраля в областном театре музыкальной комедии состоится творческий вечер блистательной Натальи Чепенковой. Прошлой весной по указу президента актрису наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Зрители же награждают её слезами и аплодисментами каждый спектакль.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top