Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




«Легко. Изящно. Остроумно» — В Оренбурге аншлагом встретили премьеру мюзикла «В джазе только девушки»

В Оренбург приехал женский джаз-оркестр из Чикаго, или как в театре музкомедии поставили мюзикл на основе всем известного фильма «В джазе только девушки».

  • Культурный обозреватель Елена Чернова

Фильм Билли Уайлдера «Некоторые любят погорячее» вышел на экраны в 1959 году и был ремейком немецкого фильма «Фанфары любви», снятого в 1951 году Куртом Хоффманом, который, в свою очередь, был ремейком французского фильма 1935 года. Но именно картина Уайлдера имела во всем мире сокрушительный успех, причем в Советском Союзе тоже, но у нас она получила более понятное и прямолинейное название «В джазе только девушки».

И вот уже более 60-ти лет история о том, как два незадачливых музыканта вынужденных скрываться от бандитов, переодевшись в женскую одежду и устроившихся в женский джаз-оркестр, приводит в восторг зрителей всего мира.

Успеху фильма способствовало и то, что в главной женской роли блистала признанная королева Голливуда, кстати, к тому времени уже изрядно подрастерявшая форму из-за алкоголя и наркотиков, Мэрилин Монро. Но все равно успех был настолько велик, что кинолента обросла легендами и мифами, которые год от года только увеличивались в объеме, и ныне она признана лучшей кинокомедией всех времен и народов. Нельзя не сказать и о том, что для исполнителей главных мужских ролей, Джека Леммона и Тони Кёртиса, фильм стал своеобразной точкой отсчета всей их дальнейшей кинобиографии.

Говорить о содержании не имеет никого смысла, потому что эту историю знают все. Поговорим о её воплощении на сцене Оренбургского театра.

Итак, спектакль по мотивам сценария фильма «В джазе только девушки» придумали и поставили: композитор Владимир Баскин, автор либретто Евгений Муравьев, режиссер-постановщик Николай Покотыло, хореограф-постновщик Марина Суконцева, дирижер-постановщик Валерий Попов, художник-сценограф – Евгений Терехов и ряд других профессионалов.

На пресс-конференции, предваряющей премьеру, режиссер сообщил, что высоко ценит критику и прислушивается к отрицательным замечанием в свой адрес. Композитор Баскин же, напротив, сказал, что критику в свой адрес не любит и не признает. Что сказать? Музыкальная составляющая постановки во всех смыслах приятная, мелодические  характеристики персонажей полностью соответствуют их сценическому воплощению Но…как бы это лучше сформулировать…она немного однообразна, без «частички черта» (извините за цитату из «другой оперы»). Складывается впечатление, что все номера написаны одной очень талантливой, но немного скучающей рукой.

Нельзя не отметить тот факт, что действие фильма и спектакля происходит в очень непростые для Америки времена – Великая депрессия и сухой закон, в результате чего имеет место колоссальный разгул преступности. Но в то же время это были годы небывалого расцвета искусства джаза. Авторы текста и музыки совершенно правильно оценили это сочетание несочетаемого и придумали целый ряд блестящих ходов, которые несомненно украшают спектакль.

Театральная труппа «В джазе только девушки»

Теперь о режиссерском решении, которое представляется мне абсолютно адекватным стилю и направлению первоисточника. Получилось очень легко, изящно и остроумно – смотреть одно удовольствие. И здесь пора перейти к исполнителям ролей, взваливших на себя абсолютно неподъемный груз. И давайте не будем сравнивать Мэрилин Монро и Евгению Реутову, Тони Кёртиса и Сергея Гурьянова, Алексндра Попова и Джека Леммона. Тем более, что режиссер Николай Покотыло сказал, что в нынешней реальности никак нельзя мыслить затверженными стандартами.

Он рассказал, что сейчас на Бродвее также идет этот же мюзикл, но других авторов, где роль героини Мэрилин Монро по имени Душечка, исполняет актриса-афроамериканка. Ну, что взять с этой новой этики!? Ладно, ещё, что она не аутистка и не инвалид детства. Так что, Душечка может быть разной. Но в оренбургской постановке все в соответствии с каноном: Душечка Евгении Реутовой – просто фарфоровая копия Мэрилин, и при первом её появлении зал вздыхет – как похожа! И играть ей приходится не Душечку, а Мэрилин в роли Душечки. Но все получилось тактично, изящно и артистично.

Главная же нагрузка легла на исполнителей  ролей Джо (он же Джозефина) и Джерри (он же Дафна). Этот актерский подвиг (я не преувеличиваю!) совершили Сергей Гурьянов и Александр Попов.

На пресс-конференции режиссер Николай Покотыло рассказал, что начинали ребята с освоения хождения на каблуках, причем изначально им принесли туфли 42 размера с каблуком в 9 см. Через несколько дней мучений, они вполне сносно научились это делать. И только тогда им выдали сценическую обувь, но с каблуком всего 4 см в которой они не только ходили, но и лихо отплясывали и совершели разные трюки. Вообще, надо сказать что трюков и гэгов в спектакле предостаточно, и они очень смешные.

Что же касается актеров, то их мастерство выше всяких похвал, но, пусть простит меня  Сергей Гурьянов, я в первую очередь отмечу Александра Попова, потому что именно он всю основную часть действа находится в женском обличье. Если вы помните, то Джо, герой Гурьянова, на время вновь становится мужчиной, когда он, совершая очередной обман, представляется Душечке миллионером на шикарной яхте. А Джерри, он же Дафна, герой Попова, тащит на себе основной груз исполнения женской роли. И ничего, кроме как «Браво, Саша!!!» я сказать не могу.

И еще об актерских работах. Как всегда, блистателен заслуженный артист России Александр Лазутин в роли того самого миллионера, который «положил глаз» на Дафну. И который в финале в ответ на отчаянный вопль «Я – мужчина» — философски замечает – «У каждого свои недостатки». Его комический талант заставляет вспомнить искусство таких мастеров, как Игорь Ильинский в 20-е годы или Эраст Гарин.

Несомненный премьер театра Сергей Фурсов сыграл аж две разнохарактерные роли – шустрого антрепренера Полякова и главаря гангстеров Бонапарта. Стильно и выразительно исполнила роль руководительницы женского оркестра Милашки Сью, Ирина Курбатова. Как всегда, великолепен оркестр под руководством Валерия Попова, который в этот раз находится на сцене и иногда участвует в действии.

Огромный респект хору и балету. Отдельные слова восторга хореографу Марине Суконцевой, сочинившей неимоверное количество разнохарактерных танцевальных номеров, которые заставили взглянуть на хореографическую труппу театра, как на профессионалов высочайшего уровня.

И, наконец, то, без чего не было бы спектакля – его художественное решение. Как все знают вторая часть истории происходит в Майями, под ярким солнцем, на берегу океана. Как изобразить океанский пляж в театре? Нарисовать на заднике? Фу-у, скучно и неинтересно. Художник Евгений Терехов придумал потрясающий вариант, про который я вам не расскажу, иначе это будет спойлер, а то, что придумал художник надо видеть своими глазами и взвизгивать от восторга, видя, как герои плещутся в водах Атлантики.

Нельзя не сказать теплых слов в адрес художника по костюмам Анастасии Шенталинской.  Мы видим во всей красе слияние модерна и ар-деко конца 20-х годов. Причем, иной раз женская одежда на мужчинах выглядит более стильно и изысканно. Низкий поклон хормейстеру Любови Шпитальник, ибо уровень хора, который еще и прекрасно танцует. просто выше всяких похвал.

Театр музыкальной комедии в очередной раз порадовал отличной премьерой, а если кто-то скажет, что мол, не время сейчас веселиться, то пусть он вспомнит блокадный Ленинград, в котором был один действующий театр, и это был театр музыкальной комедии.   

фото: Александр Ашихмин









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru