Полная версия сайта

Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии

88 театральный сезон

"Музыка «Гостиного двора»" Наталья Вершанцева, "Оренбургская неделя", 03.06.2015 г.

24.04.2016

В Оренбурге завершился VII Международный театральный фестиваль «Гостиный Двор», который длился с 26 по 29 мая.

Если предыдущий «Гостиный двор» был посвящен творчеству кукольных театров, то нынешний – искусству театров музыкальных. Поэтому честь принять гостей из Москвы, Саратова и Симферополя выпала Оренбургскому театру музыкальной комедии, на сцене которого были представлены рок-опера «Капитанская дочка», ритм-балет «”Юнона” и “Авось”», песенное ревю «За жизнь» и спектакль-концерт «Прощай, конферансье».

Первыми на фестивальную сцену вышли артисты Московского музыкального театра для детей и юношества «На Басманной», которые привезли рок-оперу «Капитанская дочка». Написана она Андреем Петровым, известным широкой публике по композициям к фильмам «Человек-амфибия», «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», « Вокзал для двоих»... Андрей Петров создал рок-оперу в соавторстве с дочерью Ольгой по заказу Бостонского университета, вместе с ней они написали музыку к сериалу «Петербургские тайны». Это единственный случай, когда автор опер, симфонических произведений и инструментальных концертов выступил в новом для себя жанре. «Капитанская дочка» увидела свет в Бостоне в 2004 году. Театр «На Басманной» обратился к этому произведению в 2012-м.

В день открытия фестиваля московских гостей провезли по местам пугачевского бунта – в Берды, где находились «золотые палаты» Емельяна Пугачева.

– Мы потрясены сегодняшней экскурсией по пугачевским и пушкинским местам, – сказал директор театра «На Басманной» Юрий Архипов. – Она помогла нам еще более ощутить то время, окунувшись в него. Я думаю, что сегодняшний спектакль пройдет на особом подъеме.

Он не ошибся! Особый подъем ощутили и артисты, игравшие спектакль, можно сказать, на родине «Капитанской дочки», и оренбуржцы, бережно хранящие память о приезде Пушкина, о его героях и их прототипах. Под аплодисменты зала министр культуры и внешних связей Оренбургской области Евгения Шевченко подарила актрисе, исполнившей роль Маши Мироновой, оренбургский пуховый платок.

– «Капитанская дочка» для Оренбуржья является таким же символом, как и автор этого произведения Александр Пушкин, как его друг Владимир Даль, как Юрий Гагарин, как Мстислав Ростропович и многие другие выдающиеся деятели культуры, искусства, литературы. И это справедливо, если Маша Миронова теперь будет выходить на сцену в настоящем оренбургском пуховом платке, - сказала Евгения Шевченко.

Эстафету Московского театра «На Басманной» на следующий день подхватил Саратовский академический театр оперы и балета – один из старейших в Поволжье и в России, разменявший третье столетие. Его золотой фонд составляют классические произведения Мусоргского, Бородина, Чайковского, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Вагнера, Россини, Верди, Моцарта и других выдающихся музыкантов. 
На фестиваль в Оренбург саратовцы привезли ритм-балет «”Юнона” и “Авось”». Вряд ли найдется хоть один театрал, который не знал бы эти два заветных слова - «Юнона» и «Авось». Культовый спектакль Московского театра Ленком в постановке Марка Захарова стал популярным уже на следующий день после премьеры, которая состоялась 34 года назад. Спустя три года балетную версию легендарной истории любви русского путешественника графа Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Кончиты Аргуэльо осуществили на сцене Саратовского театра. Залогом успеха стало не только гармоничное единство поэзии Андрея Вознесенского и удивительной по выразительности музыки Алексея Рыбникова,но и талантливая хореография Андрея Дементьева, работающего на стыке современной и классической хореографической лексики, стремящегося к метафоричности. Ритм-балет «”Юнона” и “Авось”» собрал такое количество зрителей, что многим негде было не только сидеть, но даже стоять. После каждой сцены на артистов обрушивался шквал аплодисментов. Повесть о русской душе, ее трагедиях и взлетах, ожидании счастья, всепобеждающей любви – все это нашло отклик в сердцах зрителей. 

А утром этого же дня Саратовский театр дал балет «Доктор Айболит» для воспитанников интернатов и детских садов, на котором побывала тысяча маленьких оренбуржцев. Полный зрительный зал на утреннем и вечернем представлениях навел организаторов фестиваля – министерство культуры и внешних связей Оренбургской области и театр музыкальной комедии – на мысль об обменных гастролях. Для Оренбурга, не имеющего своего театра оперы и балета, это станет замечательным подарком.

Третий фестивальный день был отдан хозяевам – Оренбургскому областному театру музыкальной комедии, который представил песенное ревю «За жизнь», посвященное, как и сам фестиваль, 70-летию Великой Победы. В основе постановки – документальные сведения из фондов Музея Вооруженных сил России, Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея и письма с фронта. Но во главе угла – песни о войне. Лирические и героические, они передают настроение и атмосферу того времени. Артисты исполняют их так, что в зале не остается ни одного не вовлеченного в действо человека. Как в песне тех лет: «И каждый думал и молчал и чем-то дорогом…»

Право закрыть фестиваль выпало Государственному академическому театру Республики Крым. Это единственный профессиональный музыкальный театр на полуострове. В его репертуаре – классическая оперетта, мюзиклы, балеты, рок-оперы, балеты, симфонические программы, эстрадные концерты, музыкальные сказки для детей.

В Оренбург крымчане привезли спектакль-концерт «Прощай, конферансье!» Григория Горина. Это музыкальная комедия. «Комедия о войне?» – удивится несведущий зритель. А почему бы и нет? «Жизнь – это не приговор, и надо уметь ей радоваться… Надо учить людей жить весело…», - эти слова из пьесы Григория Горина могли бы стать эпиграфом к спектаклю, посвященному 70-летию Победы. 
Это пронзительный рассказ о совсем не героических людях – артистах, шагнувших из мирной жизни в пекло войны. Эстрадный коллектив – певица и аккомпаниатор, фокусник и танцор, автор текстов и артист драмтеатра – все они становятся фронтовой концертной бригадой во главе с потомственным конферансье. Люди разных возрастов, национальностей, с разным отношением к жизни и своей профессии, в трагических обстоятельствах они проявляют единство, твердо веря в то, что их главное дело – дарить зрителям праздник. Даже на войне. Даже с риском для жизни.

Дарить людям радость от встречи с искусством, невзирая ни на какие обстоятельства, – не в этом ли предназначение и фестиваля «Гостиный двор»? Ведь и у нашего театрального фестиваля, начавшего свой отсчет в 1994 году, судьба складывалась непросто. Это сейчас он проходит вот уже третий год подряд. Но были в его «биографии» и томительно длинные, отнюдь не мхатовские паузы. И, тем не менее, за годы своего существования, «Гостиный двор» представил фестивальной публике более ста спектаклей театров России, ближнего и дальнего зарубежья. Театральное искусство не измерить ни в киловаттах, ни в килограммах. Но есть и у него своя, особая мера. «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра», - сказал Гоголь. За четыре фестивальных дня с фестивальной сцены «Гостиного двора – 2015» было сказано, спето, сделано много добра.

Предваряя фестиваль, губернатор Юрий Берг, приветствуя его участников, выразил надежду на то, что гостям понравится в Оренбурге, потому что оренбуржцы очень гостеприимные и добрые люди. И главное – благодарные зрители. Гостям действительно понравилось. Оренбуржцам гости понравились тоже. Похоже, это стало еще одной доброй традицией – театральный праздник «Гостиного двора».