Полная версия сайта

Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии

88 театральный сезон

"Мюзикл «Дубровский» в Оренбурге" Елена Савельева "Вечерний Оренбург", 10.11.2016

13.01.2017

Российская провинция, середина XIX века. Богатый помещик Троекуров, дочь Маша, бедный дворянин Андрей Дубровский и его сын, крепостной люд, лица от закона при исполнении служебных обязанностей. На сцене Оренбургского государственного областного театра музыкальной комедии - настоящий русский триллер, где есть дружба, ссора, месть, подлог, разбойники и несчастная любовь.

 

Премьера спектакля по роману Александра Пушкина в драматургии Карена Кавалеряна на музыку известного композитора и продюсера Кима Брейтбурга публикой была принята с восторгом. Русская классика в подаче современных соавторов, где смешались стили и жанры, а форма спорит с содержанием (здесь и романс, и советская эстрада, и даже тяжёлый рок) совершенно новое явление в театре и большое событие для артистов, которые работали на грани физических и творческих возможностей.

В мюзикле два актёрских состава. В главных ролях Сергей Гурьянов и Александр Попов (Дубровский), Евгения Провоторова и Екатерина Садовская (Маша), Павел Бедарев и Азамат Нугуманов (Троекуров). Динамика и эмоциональный настрой действия на Сергее Фурсове и Денисе Радченко (Рассказчик).

В премьерные дни в Оренбурге вся постановочная команда. Вместе с Кимом Брейтбургом приехали музыкальный руководитель спектакля и старший преподаватель РАМ им. Гнесиных Валерия Брейтбург, хореограф и режиссёр, лауреат международных конкурсов Николай Андросов, художник-постановщик, выпускник школы-студии МХАТ, заслуженный художник Чувашской Республики Валентин Фёдоров. Они ответили на вопросы прессы, собравшейся посмотреть на нового «Дубровского».

 

- В первую очередь хочу сказать, что меня радует, - начал диалог Ким Брейтбург. – Это огромный интерес к театру и он не угасает. Нам интересно мнение журналистов и зрителей о том, что мы делаем.

Что касается мюзикла «Дубровский, это такой очень специфический продукт. Он написан по мотивам незавершённого романа Александра Сергеевича Пушкина. Работа над ним заняла у меня порядка года жизни, а до этого ещё столько же у моего соавтора Карена Кавалеряна, который, собственно, и предложил мне этот сюжет в качестве основы будущего мюзикла.

У этой постановки своеобразная форма. Она не похожа ни на какие другие, которые были созданы мною до сегодняшнего дня в театре. «Голубая камея», «Снежная королева», «Биндюжник и король» - эти спектакли совершенно иные.

«Дубровский» являет из себя ту новую конструкцию, какой ещё вообще не было в мировой практике. Он такой один. Один из важных и отличительных моментов – это ещё и то, что оркестр играет на самой сцене и является непосредственным участником действа.

Если говорить о стиле, я приверженец клипового подхода, долго не задерживаю зрителя на одной теме. Мне кажется, современные люди в сегодняшнем мире, который очень динамичен и подвижен, они другие, и их внимание привлечь на что-то одно очень сложно.

В этом спектакле материал сам по себе очень благодатный. Здесь использованы разные стилистические приёмы, есть место и классическому романсу, и эпизодам, связанным с этнической и популярной музыкой, и року.

Проект пронизан интонациями, которые характерны именно для русской музыки, классики и эстрады советского периода. Я старался, чтобы этот спектакль был нашим. Он корневой такой. Его формы произрастают из отечественной музыки.

Постановка действительно не стандартная. Для молодого коллектива, не имевшего дело с такими сложными задачами и справиться с ними, чистая авантюра. Кроме разнопланового пения им ещё приходилось выполнять и непростые хореографические трюки.

 

- Мы очень близко познакомились с теми ребятами, которые попали в нашу орбиту и тот стиль работы, который мы культивируем, - развеяла сомнения журналистов Валерия Брейтбург. - Мы стараемся, чтобы артист был абсолютно универсален, мог исполнять в разных стилях и манерах любые вещи, начиная от классической, и заканчивая элементами поп и рок-музыки.

Вначале это было не всем понятно. Многие с классической школкой. Рок музыка – это более жесткое обращение с голосовым аппаратом и иным поведением на сцене. Естественно, сначала люди чувствовали себя не комфортно, как не в своей тарелке, но надо отдать должное, ребята охотно идут на контакт.

Мы нашли, как договориться с теми, с кем вплотную начали работать. Это Саша Попов, Женя Провоторова, с ней мы, правда, уже дебютировали в «Снежной королеве», но там роль была более компактная. А здесь она играет главную героиню Машу Троекурову. Галя Бибкова, совсем молоденькая, «зеленая» ещё для сцены, а поёт в образе пожилой женщины и неплохо справляется.

Всё не просто, но труппа очень мобильная. Это, вообще, особенность вашего театра. Мы со многими коллективами работаем, но со всей уверенностью и смелостью могу сказать, что такие доброжелательные артисты только в Оренбурге.

С ребятами очень комфортно. Они привыкли к нам, а мы их полюбили. Проблемы были, конечно, но решались творчески. Мне кажется, все актёры добились серьезных профессиональных успехов. С чего они начинали и как сейчас работают! Когда ты видишь, что артист делает большой шаг вперед, это вот и есть самое главное.

 

- Я объясню, как надо воспринимать этот спектакль. – Продолжил Ким Брейтбург. - Многие вещи поданы в гротескном ключе. Такой прием был найден, - где-то «комиксность» присутствует. Это добавляет мюзиклу немножко хорошего шоу. Этот элемент тоже очень важен.

Есть спектакли, которые существуют на сцене сами по себе, а публика сама по себе. Нет мостика, нет эмоциональной связи между залом и сценой. Я сам долгое время был артистом. Для меня очень важно эмоциональное участие людей, которые сидят в зале. Это определяет успех произведения.

Если человек смотрит на сцену и чувствует себя неполноценным, не может понять, что ему показывают, это неправильно. Я сторонник совершенно других подходов и хочу, чтобы люди чувствовали себя совершенно комфортно, чтобы действо их трогало, волновало, чтобы они «резонировали».

Мы стараемся, чтобы была яркая палитра и для взрослых, и для детей, хотим, чтобы спектакли были разными и радовали людей новыми гранями. При этом я хочу, чтобы качество этих постановок оставалось, если по пятибалльной системе, хотя бы на «хорошо». Всё, что ниже этой оценки, я исключаю.

Хорошо, что в Оренбурге есть институт искусств, и он готовит музыкальных актёров. Таким образом, мы можем пополнять труппу молодыми артистами. Кстати сказать, почему мы решили задействовать именно молодых артистов? В «Дубровском» очень серьезная физическая нагрузка. Люди зрелого возраста просто не смогли бы с ней справиться.

 

 

 

 

 

- Произведение «Дубровский» – для нас это не экспериментальная работа, а совершенно выверенный продукт, выстраданный, зрелый и вдохновенный, – сказал Николай Андросов. - То, что нам дал в работу Ким Брейтбург - это очень интересно, ну а воплощение заложено в музыке. Когда-то Ростропович сказал, что для музыкального театра драматург - это композитор. Спектакль очень разноплановый и делать его было большое наслаждение. Никакой сложности это не составило. Тем более, что мы имеем опыт постановки в Новосибирске.

Мы проанализировали и сразу увидели все сильные стороны. Вообще, должен сказать, что Ким и Валерия – это уже родные люди в театре. Они могут оценить, какими темпами он должен развиваться. Думаю пора выходить на более крутую, столичную афишу.

Произведения, которые сегодня ставит театр иного масштаба. Они требуют большой отдачи. И мы настраиваем ребят на то, чтобы они крепли физически, - такие нагрузки нужно выдерживать. К тому же ещё необходимо всегда находиться в хорошей артистической форме.

Эти вещи написаны без скидок на провинцию, без скидок на слабых артистов. История – романтическая, рассказанная музыкальным языком. Театр это не музей. Автор должен был соединить мост мыслей, которые были сказаны когда-то, с сегодняшним днём. И это композитору удалось. А мне пришлось лишь соответствовать этим задачам.

Оркестр. Я думаю, для коллектива очень полезно было поработать над этим произведением в силу того, что много было дополнительных задач. Есть эффекты, записанные электронным способом, - такой комбинированный подход. Многое ещё зависит и от мастерства звукорежиссеров.

Мюзикл, безусловно, уникальный, но ни в коем случае нельзя делать так, чтобы такие спектакли вытесняли классический опереточный репертуар. Наоборот, такие произведения должны давать им нужный вектор. Мы же видим, оперетта прошлых лет не всегда наполняет зал.

Труппа проделала гигантский объем работы. Главное, чтобы артисты не скатывались в состояние лени. Сейчас все продвинутые театры достаточно напряженно работают для того, чтобы соответствовать форме и времени.

 

- Мы не стали загромождать постановку излишними декорациями, – добавил Валентин Фёдоров. - Для реалистичного воплощения принята условная форма: оркестр сидит на веранде в усадьбе Троекурова и вокруг этого всё и крутится.

Место действия меняется с помощью проекции, которая также отражает перемены настроения героев. Главный вектор направлен на артистов, насколько они погружены в роль, как поют, танцуют.