Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Большой концерт советской песни: в Оренбургской музкомедии поставили «Дачный роман»

В Оренбургском областном театре музыкальной комедии зрителю представили новый спектакль. Премьера «Дачного романа» прошла при полном аншлаге.

Рецензия журналиста Елены Черновой

По воле театра подзаголовок «добрая комедия» является принципиальным решением. Изначально пьеса, принадлежащая перу самых плодовитых авторов Советского Союза Бориса Рацера и Владимира Константинова, являла собой обычную для них комедийную мелодраму с непритязательным сюжетом и счастливым концом. Драматурги были своеобразной мишенью для критиков того времени. Типичный парадокс того времени: чем больше критики ругали авторов за примитивные ходы и отсутствие «высокой идеи», тем большей популярностью пользовались их пьесы у зрителей.

Пьесы шли практически в каждом городе страны, и в столицах тоже – как бы не кривились высоколобые почитатели искусства Мельпомены. Вспомните эти названия – «Десять суток за любовь», «Невеста из Парижа», «Виновник торжества», «Проходной балл», «Ход конем» — эти и другие пьесы шли в наших театрах, и мы весело смеялись над  комичными ситуациями и незадачливыми героями, которые в большинстве своем вызывали сочувствие и симпатию. Правда, были в творчестве Рацера и Константинова и безоговорочные удачи, как, например, поставленная великим Георгием Товстоноговым «Ханума», являющаяся адаптацией комедии грузинского драматурга А. Цагарели. Этот спектакль стал легендой, и, слава Богу, перенесен на кинопленку.

В прошлом театральном сезоне оренбургские зрители также смогли увидеть эту постановку на сцене нашего театра под названием «Однажды в Тифлисе, или Проделки Ханумы», которую воплотила постановочная группа из Москвы во главе с Николаем Покатило.

«Дачный роман» на сцене музкомедии осуществил молодой режиссер и хореограф Василий Лукьяненко из Новосибирска. Получилось весело и энергично главным образом потому, что текст пьесы был сильно сокращен, и это совершенно справедливо, так как вникать в бытовые проблемы советских дачников 70-х годов не очень-то интересно.

Режиссер вполне логично заменил довольно примитивный текст песнями, теми самыми, любимыми до сих пор песнями советских композиторов, которые вполне себе пережили свою эпоху и продолжают радовать слух и нынешнего россиянина потому, что они являют собой подлинное произведение искусства. Мелодии Александры Пахмутовой, Арно Бабаджаняна, Давида Тухманова, Максима Дунаевского, и. конечно же, Раймонда Паулса стали тем самым чувством сердечного восторга, который уже на генетическом уровне передается нынешнему молодому поколению, учитывая при этом, что данная музыка не входит в сферу их первостатейных интересов. Но как только начинают звучать первые такты «На недельку, до второго…» или «Листья желтые над городом кружатся», буквально у всех в душе возникает этот непередаваемый щенячий восторг и желание если не подпевать, то подхлопывать обязательно.

Итак, большая часть текста пьесы заменена песнями, взаимоотношения героев также передаются через музыку и теперь надо сказать главное – делается все это очень ХОРОШО. Здесь надо уточнить, что часто, когда певцы с консерваторской школой начинают петь эстрадные песни, это звучит не всегда соответственно замыслу композитора. Так в данном спектакле, когда Наталья Чепенкова, певица с огромным оперным голосом, начинает петь простенькую песенку, возникает чувство недоверия, которое проходит буквально через полминуты. Это не только потому, что певица «смирила» свой вокал, но и потому, что актерское мастерство в данном случае идет вровень с мастерством вокальным, в результате чего создается та самая гармония, которая гарантирует успех.

То же самое можно сказать и о других артистах-вокалистах. Например, еще один исполнитель Азамат Нугуманов, не обладая огромным голосом, поет, тем не менее. знаменитую песню Муслима Магомаева «О, море-море». Да, сравниться по вокалу с великим баритоном вряд ли возможно, но по внутренней энергетике – вполне. И так всегда: исполняя простенькую мелодию, артисты становятся именно теми вокалистами, которые были предусмотрены авторами, а при сложном вокале у них проявляются буквально уникальные голосовые возможности.

Главная героиня «Дачного романа» — вдова известного ученого Татьяна Андреевна живет с постоянным чувством восторга перед памятью покойного мужа, для чего в доме создан буквально его культ (нельзя сесть на его стул, трогать его вещи, а деревце, которое он привез из Австралии, стало буквально тотемом, как у дикарей). Но неожиданное появление в её доме и в жизни дачника-квартиранта Вадима Петровича, по профессии скромного массовика-затейника, в корне меняет её жизнь. Как вы уже поняли, эти роли исполняют Наталья Чепенкова и Азамат Нугуманов, и игра их выше всяких похвал. Когда мы видим, как из полного неприятия друг друга возникает теплое чувство поздней любви, то происходит это благодаря чуткой и тактичной игре замечательных артистов.

Кстати, еще пища для конспирологов: вот уже много лет в Москве тормозится вопрос о присвоении Наталье Юрьевне Чепенковой звания «заслуженная артистка» хотя по её статусу она уже давно должна быть «народной».

Младшее поколение персонажей представляют дети Татьяны Андреевны, вернее её дочь Оля и зять Кирилл. Эти важные для сюжета роли исполняют Ирина Низамова и Иван Спицын. Несмотря на молодость, они уже признанные лидеры труппы; Ирина исполнила много ярких ролей в спектаклях театра, за что была отмечена призами на конкурсах и фестивалях. Ивана помним еще подающим большие надежды студентом, и рады, что он эти надежды оправдал. В роли добродушного увальня Кирилла Иван проявил не только вокальное мастерство, но и яркий актерский талант: зрители от души смеялись так называемым актерским «гэгам», которые артист щедро демонстрировал в ряде сцен. В отличие от привычной ситуации, когда суровые родители мешают счастью своих детей, здесь ситуация обратная – именно дети не хотят видеть возможного счастья старшего поколения и, в силу юношеского максимализма, всячески этому мешают. Но все кончится хорошо: и родители, и дети обретут положенное им счастье.

И еще несколько слов об актерах. В небольшой роли вредной соседки Серафимы Палны блеснула Светлана Колокольцева, и здесь можно сказать об удивительном сочетании актерского мастерства и прекрасного вокала. Не каждому удастся так мастерски исполнить песню «Напрасные слова» Давида Тухманова на стихи Ларисы Рубальской.

Но в пьесе есть еще почти незаметные персонажи, четверо молодых туристов, которые никакой роли в сюжете не играют, а появляются исключительно для создания атмосферы. Так вот, в роли одного из этих туристов зрители увидели уже признанного, хотя и совсем молодого артиста Александра Попова. Это и есть признак настоящего мастерства, когда актер, за плечами которого, на-минуточку, Дубровский и д’Артаньян, играет роль безымянного персонажа практически без текста.

И еще, что нельзя не отметить, так это великолепный оркестр под руководством главного дирижера театра Валерия Попова. В перерыве заглянула в оркестровую яму и увидела там настоящий большой состав с сильными группами духовых инструментов, что сейчас большая редкость и в крупных городах. А в нашей Музкомедии это есть, более того звучат они прекрасно. Браво, маэстро! Браво, музыканты!

Вообще, музыкальная культура спектакля весьма высока, и в этом, я думаю, заслуга не только главного дирижера, но и концертмейстера Вероники Любовенко, тщательно работающей с солистами над каждой партией. И если кто-то скажет, что песни исполнять проще, чем арии и дуэты, то он сильно заблуждается. Советская песня 60-90-х годов тем и сильна, что просто спеть её не получится – надо прожить как роль.

Как всегда на высоте работа художника-постановщика Светланы Ныч. Она оформила сцену в стиле народного лубка, что очень соответствует характеру и пьесы и постановки. Что же касается работы постановщика, то все уже сказано выше. Режиссер Василий Лукьяненко подарил оренбуржцам прекрасный праздник – концерт любимой советской песни в исполнении замечательных артистов и оркестра, за что им всем низкий поклон.









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru