Полная версия сайта

Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии

88 театральный сезон

"Все гости нашего «Двора»" Алёна Горбенко, "Вечерний Оренбург", №22, 03.06.2015 г.

24.04.2016

Для жителей нашего города Международный театральный фестиваль «Гостиный двор», с его разнообразием жанров, стилей и талантов, – давний и любимый друг. В этом году он прошёл уже в седьмой раз и был посвящён 70-летнему юбилею Великой Победы.

Победу, как известно, празднуют с музыкой, поэтому в афише «Гостиного двора-2015» были представлены ведущие музыкальные театры России.
Фестиваль торжественно открылся 26 мая на сцене Оренбургского театра музыкальной комедии. Именно здесь на протяжении четырёх фестивальных дней театры из Оренбурга, Москвы, Саратова и Республики Крым показывали лучшие спектакли своего репертуара.

В Оренбурге – достойные зрители
Сама церемония открытия получилась эффектной и атмосферной. В фойе театра работала импровизированная танцплощадка 40-х годов: играл оркестр, звучали песни военных лет. Гостей встречали и провожали в зрительный зал молодые бойцы Советской Армии – словно очутившиеся в 2015-м благодаря машине времени.
Концертная программа открылась ярким попурри из фронтовых песен, которое артисты Оренбургской музкомедии исполнили а капелла – без музыкального аккомпанемента. Но инструменты в данном случае и не требовались: слушатели оценили и выразительность, и силу, и богатство оренбургских голосов.
– Знаменательно то, что в этом году «Гостиный двор» стал фестивалем музыкальных театров, – подчеркнул губернатор Оренбургской области Юрий Берг. – Я благодарен трём прекрасным коллективам, которые приехали к нам из Москвы, Саратова, Республики Крым, и очень хочу, чтобы нашим гостям понравилось в Оренбурге. Ведь оренбуржцы – очень гостеприимные, добрые люди и, самое главное, благодарные зрители. Желаю театрам-участникам удачи и хороших спектаклей, а самому фестивалю – стать доброй традицией!

Символ нашего края
Первым (и, пожалуй, самым знаковым) спектаклем фестиваля стала рок-опера «Капитанская дочка» Андрея и Ольги Петровых. Её в Оренбург привёз московский театр «На Басманной». На пресс-конференции, посвящённой открытию фестиваля, о «Капитанской дочке» говорили больше всего.
– В первую очередь это спектакль о святости долга, о дворянской чести, о достоинстве, о любви к Родине (из-за которой мы, собственно, и решили поставить эту рок-оперу). А вот тему бунта мы решили упомянуть лишь вскользь, – призналась художественный руководитель театра Жанна Тертерян.
Тем не менее в первый фестивальный день московские гости не упустили возможность проехать по следам пугачёвского восстания и «пушкинским местам» в Оренбурге. По признанию, поездка произвела на москвичей неизгладимые впечатления.
– Спасибо организаторам фестиваля за предоставленную возможность прикоснуться к истории. Во время экскурсии мы с артистами ещё сильнее ощутили ту эпоху, буквально окунулись в неё. Поэтому я думаю, что сегодняшний спектакль пройдёт на особом подъёме, – сказал директор музыкального театра «На Басманной» Юрий Архипов.
Так и получилось: артисты, что называется, выкладывались по полной программе, а оренбургские зрители встретили москвичей с огромным восторгом. Спектакль того стоил. И Пётр Гринёв, и красавица Маша Миронова, и негодяй Швабрин, и сам «народный царь» Пугачёв, грозный, но справедливый, – все персонажи получились удивительно живыми, именно такими, как и задумывал их великий автор. На высоте были костюмы, декорации, а главное – песни.
Своим успехом спектакль во многом обязан известному советскому композитору Андрею Петрову, написавшему музыку к фильмам «Служебный роман», «Берегись автомобиля», «Я шагаю по Москве» и многим другим. Но рок-опера в его репертуаре стала первой и единственной. Согласно задумке композитора, создавшего партитуру совместно с дочерью Ольгой, рок-музыка должна подчеркнуть народное возмущение, а классическая опера – «галантность и гуманизм всего зрелища». И московский театр с этой двойной задачей справился на «отлично»: коллективу аплодировали стоя!
Интересная деталь: прямо со сцены министр культуры и внешних связей Оренбургской области Евгения Шевченко подарила Жанне Тертерян и молодой актрисе, исполнившей роль Маши Мироновой, символ нашего края – оренбургские паутинки.
– Справедливо, если Маша Миронова теперь будет выходить на сцену в оренбургском пуховом платке, – с улыбкой сказала министр. Гости обещали выполнить пожелание.

Давай, «За жизнь»!
Оренбуржцам тоже было чем блеснуть. Ещё одной яркой постановкой фестиваля стал спектакль-ревю «За жизнь», поставленный нашим театром музыкальной комедии. Над его постановкой работала сильная международная команда: заслуженный деятель искусств России, композитор Ким Брейтбург, известный московский сценарист Михаил Марфин, специалисты из Беларуси – режиссёр-постановщик Александр Вавилов и балетмейстер-постановщик Юлия Михайлова.
Весь сюжет песенного ревю основан на фрагментах из писем фронтовиков, переходящих в музыкальные номера: обращённое к матери письмо молодой советской снайперши («На безымянной высоте»), рассказ о взятом Берлине («Едут по Берлину наши казаки»), бравый партизанский танец («Смуглянка»). Весь вечер на сцене музкомедии оживали истории Победы. Авторы проекта отдали должное советским разведчикам, танкистам, снайперам, партизанам, лётчикам, морякам и фронтовым шофёрам. Все эти роли блестяще исполнили артисты хора и балета театра.
Особенно понравились зрителям «Смуглянка» в исполнении Ивана Тугая и Руслана Хафизова, дуэт Азамата Нугуманова и Натальи Чепенковой («Тёмная ночь») и «Песенка фронтового шофёра» в исполнении Елены Клименко и Виталия Саттыбаева. И дело тут даже не в зрелищности и не в талантливом исполнении, а в том, что за оренбургским спектаклем стоит истинная вдохновенность, душа артистов, которую они вложили в каждый номер.

Подарки от гостей
Ещё одним запоминающимся эпизодом фестиваля стало выступление Саратовского академического театра оперы и балета. Гости показали нам ритм-балет «Юнона и Авось». Он прошёл в музкомедии с абсолютным аншлагом – всё-таки не каждый день в Оренбург приезжают балетные труппы.
Все поклонники танцевального искусства в этот вечер получили истинное наслаждение. Гармоничные, отточенные, полные энергетики движения настоящих мастеров балета трудно описать: это нужно было видеть. Ну а музыка Алексея Рыбникова, давно завоевавшая народную любовь, дополнила общую картину – любовь главных героев передалась каждому зрителю. Кое-кто в зале, не таясь, вытирал слёзы…
… А завершился фестиваль удивительным спектаклем-концертом «Прощай, конферансье», который в Оренбурге поставил Государственный академический музыкальный театр Республики Крым. Спектакль и весел, и трагичен одновременно: он повествует о том, как во второй половине июня 1941-го концертная бригада в одночасье попала из мирного времени в военное.
Герои спектакля – артисты: музыканты, танцоры, юмористы – участники популярных в предвоенное время «сборных концертов», душою которых был конферансье. Зрители оценили остроумные репризы от конферансье, проникновенные песни о любви и страстные танцы. Добрый душевный юмор, рассказ о подвиге, романтическая история и философский взгляд на актёрское призвание – в спектакле нашлось место всему!
И мы, оренбуржцы, будем долго вспоминать свои впечатления от увиденного. Встреча с нашими новыми соотечественниками – крымчанами – сама по себе дорогого стоит, а уж если они привезли нам такой подарок…

Театральный фестиваль начинался в далёком 1994 году. История «Гостиного двора» складывалась неровно: не раз он держал паузу длиной в несколько лет. Только с 2013 года фестиваль начал проводиться ежегодно.
Каждый «Гостиный двор» уникален. Если в 2014-м году он был посвящён театрам кукол, то в этом году – жанрам мюзикла, рок-оперы и оперетты.