Полная версия сайта

Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии

88 театральный сезон

«Страна чудес – в ней всё наоборот…», Ольга Мялова "Вечерний Оренбург" №17 от 24.04.2013 г.

14.05.2016

В Оренбургском театре музыкальной комедии состоялась премьера мюзикла «Инкогнито из Петербурга».

Инкогнито из Петербурга… О ком речь? О знакомом со школьной скамьи Гоголевском «Ревизоре». В своё время Оренбургская музкомедия уже представляла нашим зрителям историю о похождениях Хлестакова, которая с успехом шла под названием «Шальная масть». Да и в целом число постановок «Ревизора» в истории российского театра не поддаётся подсчёту. Однако сегодняшняя премьера – трактованная в мюзикле, с обновлённой словесной и музыкальной основой, в свежем и оригинальном режиссёрском прочтении Дениса Радченко, – наверняка займёт особое место. Хотя бы потому, что хрестоматийной комедией её не назовёшь. Этот гротеск производит мощное и вместе с тем гнетущее впечатление, а послевкусие после некоторых эпизодов и деталей остаётся «пренеприятное».

Ведь не случайно в программке спектакля приведены цитаты из писем Н.В. Гоголя о «Ревизоре»: «Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждёт нас у двери гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя…»

Может быть, поэтому лица всех героев мюзикла скрыты под жирной маской уродливого грима, делающей их похожими одновременно на клоунов и мертвецов. Может, это как раз не маски, а те самые страшилища, которых скрывают в себе люди с нечистой совестью. И, может быть, поэтому комедия не кажется забавной и смешной, хотя умных и годных шуток в ней хоть отбавляй.

Да и что смеяться? «Над собой смеётесь!». Всё здесь – карикатура на российскую действительность, причём современную. Режиссёр высмеивает, увы, характерное для нашего народа раболепие и веру в некоего мифического «батюшку Царя», который пощадит, защитит и всё за всех решит (что символизирует установленный на сцене внушительный трон, вокруг которого происходит действие). Продажность чиновников (банкомат, встроенный в подножие трона), национальная любовь к выпивке (с неё, собственно, и начинается действие, когда Городничий собирает вокруг себя ещё не протрезвевших чиновников), тяга к воровству и многое другое – нелицеприятное, но до боли знакомое.

Городничий: «Страна чудес – в ней всё наоборот.

Глядишь, и с ревизором пронесёт…»

Спектакль хорош всем, но лично мне больше всего запомнились две сцены. Первая - совершенно гениальный балет Крыс, которые выступают личными бесами Николая Васильевича Гоголя и которые, как мы помним, приснились Городничему накануне всем известных событий. Вторая – выступление захмелевшего и завравшегося Хлестакова, который рисует перед своей перепуганно-восторженной публикой картины из собственной якобы петербургской жизни. Пушкин для него – «Саша», Шекспир – его псевдоним, а дом его – не меньше чем Зимний дворец, по которому краснобай водит своих слушателей. Это по-настоящему головокружительная сцена!

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем», - признавался Николай Васильевич Гоголь. Спустя почти два века Денис Радченко повторил ту же задачу и успешно справился с ней, заставив зрителей не только и не столько посмеяться, сколько задуматься.