Полная версия сайта

Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии

88 театральный сезон

"«Юнона» и «Авось» Оренбуржцы поставили рок-оперу" Елена Савельева "Вечерний Оренбург", 05.05.2016

13.01.2017

Оренбургский театр музыкальной комедии поставил на своей сцене одну из самых известных советских рок-опер Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского. В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова.

Сюжет поэмы «Юнона и Авось» основан на реальных событиях. Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 году прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Здесь он встречает 16-летнюю Кончиту Аргуэльо. Влюблённые обручились, но Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он простудился, тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет.

Кончита не верила доходившим до неё сведениям о смерти жениха. Только в 1842 году английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Тридцать пять лет спустя со дня встречи с Резановым, она дала обет молчания и приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

Спустя полтора века, осенью 2000 года произошёл символический акт воссоединения влюблённых. Шериф калифорнийского города Бениша, где была похоронена Кончита Аргуэльо, привёз в Красноярск горсть земли с её могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова "Я тебя никогда не забуду", а на другой — "Я тебя никогда не увижу".

Знаменитая рок-опера «Юнона и Авось» в режиссуре Дениса Радченко впервые увидела свет в предпремьерном показе. В команде с актерами театра, хореографом-постановщиком Иваном Курбатовым, музыкальным руководителем Вероникой Любовенко, художником Алексеем Паненковым, хормейстером Любовью Шпигальник спектакль получился вполне весомым, как и многие другие последние работы оренбуржцев.

Режиссёр-постановщик рок-оперы Денис Радченко давно мечтал создать такой спектакль. Он же сыграл главную роль Резанова. Едва остыв от сцены, ответил на вопросы нашей газеты.

- Денис Юрьевич, вы отлично справились с ролью. Не сложно выполнять сразу две задачи – актёра и режиссёра, по сути играющего тренера?

- Быть играющим тренером в спектакле это не правильно. Я стараюсь не брать роли в своих постановках. Когда ты на сцене, нужно думать только о собственном герое, жить его мыслями и чувствами. Режиссёр в своей работе в любом случае обязан ещё и контролировать творческий процесс, свет, звук и так далее. Непроизвольно начинаешь смотреть как бы со стороны.

- Кто из профессионалов не мечтает сыграть роль Резанова?

- Этот спектакль я знаю и смотрел давно, когда ещё был мальчишкой. Мне было 16 лет, и я ходил в Москве на ещё ту самую знаменитую постановку с Караченцевым, Абдуловым и Шаниной.

- Эта постановка известна не одному поколению. Соперничать с такими проектами на сцене провинциального театра сложно. Но вы рискнули сделать свой спектакль.

- Любой спектакль – это всегда риск. Но я решился, потому, что у нас вполне достойная творческая команда. Во многом была большая помощь художника нашего театра Алексея Паненкова. Прежде чем мы представили рок-оперу первому зрителю, работали над ней

месяца три, то есть от самой задумки до воплощения. Было перечёркано и переделано порядка шести эскизов. Алексей предлагал. Мы обсуждали, спорили. Но общего понимания всё-таки достигли. Это так важно, чтобы идея и её воплощение двигались в одном русле.

- Впечатляют паруса. Зрительское ощущение присутствия на корабле. Притом, что театр пока не располагает современными техническими возможностями, вам удалось создать огромное пространство.

- Мы хотели добиться как можно больше воздуха на сцене. Убрали все кулисы. Огромные паруса, которые появлялись в ходе спектакля, должны давать ощущение, что корабль движется.

- Вернёмся к роли Резанова. Это очень не простой герой. У него сложный характер. Он фигура трагическая, и вместе с тем романтичная. Любовь и подвиг всё переплетается. Игра на гране нервного срыва. Вы лично получили удовлетворение от сыгранной роли?

- Сложный вопрос. Тут главное не впасть в истерику. Ещё и петь надо. Резанов – это, безусловно, очень мощный человек, с духовным началом, которого постоянно сдерживают. Ему хочется рыдать, а он не плачет. Он действительно на грани. Главное не переборщить, найти золотую середину

- Как режиссёр, что вы хотели сказать зрителю своей постановкой?

- Всё раскрывать не буду. Тут много чего присутствует. В первую очередь мы говорили о России. Вот этот некий корабль – не просто парусник, это Россия с верой и духовностью. У нас присутствует Румянцев. Но мы не играли Румянцева. Это тоже очень великий человек, создавший музей в Санкт-Петербурге. Мы играли нечто от власти, которая оказывается не трибуне и начинает кричать.

Мы говорим о духовности и грехе. Резанов не святой. Он оказывается в безвыходной ситуации, жена умерла, его миссионерская идея, направленная на укрепление державы, не находит должного понимания. Он хочет покончить с собой.

В нашей постановке, конечно же, говорим о любви, которая даёт великую силу.

- В спектакле занят молодой актёрский состав. Роль Кончиты играют Евгения Провоторова и Альбина Фроловская. В образе Резанова ещё и Сергей Фурсов.

- Он работает очень мощно, не смотря на то, что Сергей моложе своего героя лет на десять. Это всё в процессе происходит, в команде. Все актёры стараются добиться успеха, каждый в своей роли и в нашем общем замысле.

Спектакль новый. На мой взгляд, по-настоящему о нём можно будет судить, когда он «обкатается». Приглашаем нашего любимого зрителя на премьерные показы. Только публика может дать нам объективную оценку!

И первый показ собрал полный зал. Посмотреть рок-оперу пришли люди разных профессий и социального статуса, но всех объединяло одно – желание прикоснуться к любви, России и вечности. Публика не обманулась в своих ожиданиях: завершающая сцена спектакля, гимн любви, не отпускающие артистов аплодисменты, наполненные сверкающими слезами глаза.

- Впечатления очень яркие, - рассказывает зритель Ольга Фирсанова. – Не ожидала, что наши артисты покажут такой спектакль. Декорации. Их не много, но как они работают! Голоса потрясающие. Я отлично помню постановку с Николаем Караченцевым. С ним очень трудно соперничать. Но были моменты, когда на глазах появлялись слёзы. И это искренние чувства.

- Очень приятно было видеть, как работает на сцене молодёжь, - поделилась впечатлениями зритель Надежда Родионова. – Динамика, танцы, голоса, новый подход к декорациям - это сегодняшний театр музыкальной комедии.