Полная версия сайта

Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии

88 театральный сезон

«SILICONE», Елена Козовчинская, Журнал «Оренбуржье музыкальное» №1 2012 г.

05.05.2016

Именно так называется последняя премьера в Оренбургском театре музыкальной комедии. Современный мюзикл вызвал большой общественный резонанс и стал творческим прорывом не только самого театра, но и вышел за рамки чисто провинциальной постановки. Желая оставаться на волне современности, театр предложил зрителю спектакль, созвучный сегодняшнему дню, – realiti-мюзикл «SILICONE».

Композитор – авторитет среди любителей рок-музыки Александр Пантыкин – в плодотворном сотворчестве с драматургом Константином Рубинским, имя которого занесено в Золотую книгу «Новые имена планеты», представили мюзикл о старшеклассниках. Сюжет разворачивается накануне выпускного экзамена. О чём же думает современная молодёжь? Дружба, любовь, наркотики, непонимание, одиночество, отношения со сверстниками, проблемы с родителями… Love Stori оренбургского формата не только увлекает, но и заставляет задуматься.

Мысли о постановке мюзикла с авторским названием «Силиконовая дура» возникли у актёра и режиссёра Дениса Радченко несколько лет назад. Реализация проекта осуществилась 30 марта 2012г. Премьеру также подготовили художник-постановщик из Санкт-Петербурга Марсель Калмагамбетов, хореограф-постановщик Оксана Камалиева и хормейстер Любовь Шпитальник. Музыкальный язык – сочетание современной стилистики и ярких запоминающихся песенных мелодий – преподнёс дирижёр-постановщик Олег Крохмаль, которому в преддверии премьеры исполнилось 60! лет.

«Идеальная любовь может быть только по переписке»

Эти слова Бернарда Шоу стали эпиграфом либретто мюзикла.

История происходит в обычной школе: отличница Нора Исанина находит свою любовь в переписке по интернету. Она и не догадывается, что по другую сторону чата её одноклассник Митя Агеев – «робкий молодой человек, отличник-компьютерщик». В школе идёт подготовка к государственным экзаменам. Вместе с одиннадцатиклассниками к проверке готовятся и учителя: Чиновник из Министерства образования требует статистику, результаты тестирования для разработки новых концепций образовательно-воспитательных программ.

Типажи школьников, учителей, директора, чиновника, пришедшего с проверкой, сразу находят своих прототипов в сознании каждого зрителя. Здесь и хулиганистый, не имеющий ценностно-нравственных ориентиров, торгующий наркотиками Дуремар. Хотя для учительницы литературы ПольПалны, времена одевающей розовые очки, он – Алексей Лушников – пишет лучшие сочинения в классе, которые, кстати, шантажом выманил у

своего одноклассника Мити. И Дуремар, и Мажор – избалованный сынок богатых родителей, пытаются привлечь внимание недотроги Норы. Раскованная Ирка на спор показывает стриптиз. Таковы уж современные школьники. Таково видение автора окружающего нас мира – Настоящего, где есть реальная жизнь реальных выпускников.

«Ценности мнимые застят

свет, а ценности подлинные уходят обочь…»

Из книги Януша Корчака.

Глубокая внутренняя сущность идеи спектакля заключает в себе осовремененную проблему «отцов и детей». Мотивы духовности и затерявшегося чувства чистой незамутнённой любви, словно пробивающейся в «нашем безумном мире». В условиях виртуальной реальности нельзя разобраться в истинных ценностях. Нора принимает за своего возлюбленного отца Мити. А Митя, спасаясь от проблем – родители в разводе, страх признания Норе в том, кто ей пишет, а в последствии – отчаяние от того, что любимую девушку увёл собственный отец, - надумывает свою реальность. «Запустить программу!» - и он становится своего рода кукловодом, всё происходит по задуманному сценарию. Митя – «гигант большого виртуального чувства», как указано в либретто. Фарс, эпатажность этих сцен сочетается с воплощением совершенно искренних чувств: нежность Норы к взъерошенному воробышку у окна, в котором видится образ любимого незнакомца; или нервозность разведённой матери Мити, от обиды несдерживающейся в оскорблениях бывшему мужу; или страстность, чувственность отца Мити, увлёкшегося милой школьницей. «Каждый делает свой выбор, - считает Марсель Калмагамбетов. – Молодость – время большого выбора. Не все они являются верными. Для того, чтобы помочь сделать правильный – призван этот спектакль».

«Деревья всегда лицом»

Метафоричность сквозит не только в этих строках из песни отца и Мити, символизирующих истинные ценности и чувства: привязанность, доброту, веру в то, что они – «никогда спиной». Это дуэт о единении душ, о том, что «когда вокруг одни дожди и нет ни в чём удачи… и под корою вдруг услышишь сердца стук, верь, исцелит он любой твой недуг». Гармоничное сопровождение и запоминающаяся мелодия соответствует такому тексту.

Символично и само начало мюзикла: Человек в чёрном плаще закручивает судьбу людей, тех самых, что присутствуют сейчас на сцене или тех, о ком этот спектакль. Чёрный плащ, накрывающий капюшоном лицо неизвестного, ещё не раз появится в драматургически важных моментах, отделяющих мир реальный от мира вымышленного.

Олицетворением любви и одиночества, как оборотной стороны неразделённой любви, становится балетная пара. Противопоставление белого и чёрного в костюмах словно показывают разные грани чувства. Пластика то щемяще нежна, то воодушевлённо страстна. Как теневые отблески любви, два солиста балета символизируют женское и мужское начало.

Безусловно романтична сцена встречи Норы с отцом Мити. А как потрясающе визуально представлен их дуэт. Два влюблённых человека освещённые в темноте слабым лучом прожектора под мерцающие падающие лепестки пели о пламенной страсти, о любви, в которую, глядя на актёров, невозможно не поверить. Именно благодаря любви, настоящим реальным чувствам, зазеленело дерево – ещё один символ жизни, которое вначале спектакля стояло с пожелтевшими увядщими листьями.

Известная фраза «Идущий в “никуда” – туда и придёт» может возникнуть как риторический вопрос к нашей современной молодёжи. Куда направлены мысли поколения NEXT? Куда они идут?

Финал. Выбегая в зал, артисты встают в замкнутую цепочку, предлагая руку сидящим зрителям. «Мы хотели, чтобы вы, сидящие сегодня в зрительном зале, посмотрев наш спектакль, задумались, оглянулись вокруг и протянули руку помощи тем, кто в ней нуждается…». Эти слова режиссёра-постановщика Дениса Радченко со всей очевидностью показывают главную идею мюзикла: «Мы хотели, чтобы вы научились различать НАСТОЯЩЕЕ, ИСТИННОЕ от ПОДЛОЖНОГО, ИСКУССТВЕННОГО, того самого СИЛИКОНА, что нас окружает».

Отличить этот самый «силикон» помогли артисты Сергей Гурьянов, Дмитрий Гуцуляк, Альбина Ахметгалиева, Елена Колчанова, Азамат Нугуманов, Павел Бедарев, Наталья Чепенкова, Алеся Александровна, Светлана Колокольцева, Светлана Алексеева, заслуженные артисты РФ Валентина Русанова, Александр Лазутин и Владимир Левашов. А ещё и многие-многие другие. Браво!