Полная версия сайта

Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии

88 театральный сезон

«Всё вокруг – силикон!» Ольга Мялова, "Вечерний Оренбург", 5 апреля 2012, №14

05.05.2016

В оренбургском театре музкомедии состоялась премьера мюзикла «Силикон»
«Скоро SILICONE» - лаконичные афиши начали интриговать оренбуржцев за несколько месяцев до премьеры. Мюзикл о современной школе: непохвальных увлечениях старшеклассников, взаимоотношениях учителей, родителей и подростков, первой любви и даже экспериментах в области школьного образования.

Авторы пьесы – поэт Константин Рубинский и композитор Александр Пантыкин (заслуженный деятель искусств РФ, известный широкой публике как «дедушка уральского рока») - взялись за раскрытие сразу нескольких тем. Первоисточник относительно свежий - пьеса написана пять лет назад. Тема по-прежнему злободневна. Как удалось её раскрыть авторам и режиссёру-постановщику Денису Радченко – уже другой вопрос.

«Коктейль» из графики и живописи
В постановке спектакля приняли участие артисты хора, балета, оркестра (концертмейстер оркестра Вячеслав Куленко), студенты второго курса ОГИИ имени Л. и М. Ростроповичей (руководитель курса – заслуженный деятель искусств РФ Вячеслав Добровольский). Главные роли исполнили лучшие артисты театра, дипломанты международного конкурса и заслуженные артисты России. Костюмы и сценографию для них подготовил художник Марсель Калмагамбетов из Санкт-Петербурга.

- Я смотрел «Силикон» в авторской версии, в постановке екатеринбургского театра музыкальной комедии. Могу сказать, что наша постановка существенно отличается от оригинала, - незадолго до премьеры поделился Калмагамбетов. – Например, цветовое решение декораций и костюмов. У меня была задумка соединить несоединимое: элементы графики синтезировать с живописью, превратить это в «коктейль».

Задумка художника удалась: цвет в спектакле имеет доминирующее значение. На переднем плане – разноцветная одёжка подростков (большинство ребят одеты в актуальном хипстерском стиле – клетчатые рубашки, туники и сумочки через плечо, цветные леггинсы, балетки): сдержанные и солидные наряды учителей (кроме, может быть, Учителя ОБЖ – того одели омоновцем); аккуратный пиджак Чиновника - главного кошмара всей школы и, судя по всему, главного отрицательного персонажа. На заднем плане – хайтековские вышки, лестницы, между которыми бродят зловещие фигуры в низко надвинутых капюшонах (оригинально нарядили работников сцены!). Эти контрасты создают странную, даже психоделическую атмосферу всего мюзикла.

У коллектива оренбургской музкомедии есть хорошая традиция – начинать спектакль прямо… в фойе. Так было, например, с «Ивановой любовью»: режиссёр Добровольский задумал, чтобы в вестибюле театра за считанные минуты до премьеры, посвящённой подвигу целинников-хлебопашцев, вкусно пахло свежей выпечкой. А зрителей «Силикона» в фойе встретили шумной дискотекой, которая сразу помогла настроиться на нужный, злачно-молодёжный, лад.

Нет ни хороших, ни плохих
- В этой истории нет хороших и нет плохих. В ней есть люди, которым присущи такие качества, как любовь и ненависть, доброта и злоба, сострадание и бессердечность, - предупреждает нас режиссёр-постановщик Денис Радченко. - В этом случае можно говорить о правых и неправых, и последних в пьесе явно больше.

В первую очередь - это Чиновник (заслуженный артист России Александр Лазутин, в другом составе – Радченко), приехавший в среднестатистическую школу «ради сущего пустяка – мне нужна статистика». Неправым подразумевается всё министерство образования, воспринимающее школьников как подопытных кроликов и постоянно внедряющее новые, сомнительные, эксперименты. На сей раз чиновники решили провести в школах тесты, помогающие выявить среди учеников будущие асоциальные элементы, что в итоге приводит к печальным последствиям…

В своей недалёкости и плохо скрываемой неприязни к подопечным не правы учителя. Может, они и не представляют собой зло как таковое, но их заговорщическая кучка, столпившаяся вокруг Чиновника, очень напоминает шушуканье фарисеев из рок-оперы Jesus Christ Superstar. Кстати, учителей здесь представили в совершенно карикатурном стиле, а под конец спектакля – на выпускном вечере – открыто нарядили в клоунские костюмы. Без парика и красного накладного носа обошлась только Директриса (заслуженная артистка России Валентина Русанова), зато она читает рэп, к вящему восторгу молодой публики.

Не правы родители. Мать главного героя Мити (Наталья Чепенкова) после развода превратилась в истеричку. Отец (Азамат Нугуманов), несмотря на седины, остался неисправимым ловеласом.

Отец Мити: «Сынок, я тебе тут такие файлы на флэшку скинул – закачаешься!»
Мать Мити: «Порнуху, наверное?! Лучше бы ты его чему-то полезному научил!»
Но в душе он романтик: давно и безнадёжно влюблён в одноклассницу сына (который и сам не на шутку ею увлечён). И по неведению крадёт девушку прямо из-под носа у Мити, что опять-таки приводит к печальным последствиям…

Не правы и школьники: «укурыш» и наркодилер Дуремар (Владимир Диль), красотка и оторва Ирка (дипломант международного конкурса Ирина Низамова), нахрапистый и не терпящий отказа Мажор (дипломант международного конкурса Сергей Фурсов), вконец затравившие главных героев… А сами главные – правы ли? Хорошенькая и невинная Нора (дипломант международного конкурса Елена Колчанова) настолько погружена в виртуальную реальность, в свой собственный мирок, что одноклассники зовут её дурой силиконовой. И обмануть её – раз плюнуть, чем и пользуется её великовозрастный поклонник.

Митя, паренёк настолько же умный и добрый, насколько закомплексованный («Зачем я ей нужен? Тощий, сутулый, рожа в прыщах!»), предпочитает закидывать возлюбленную эсэмэсками и сообщениями в чатах, но не решается на встречу в реале… Наверное, это главная беда не только молодёжи, но и всех современных людей – отсутствие человеческого общения, бесконечное одиночество в эпоху современных средств коммуникации.
Так где же тут силикон, в этой живой, жизненной подростковой драме? «Все вокруг только трахаются, обманывают и предают, - горько произносит Митя в конце спектакля и прозревает: - Силикон! Всё вокруг – силикон!»

Но в этом есть какое-то противоречие: разве всё перечисленное не правда жизни?..

Где воспитательный момент?
Увидеть «Силикон» стоит – это дерзкий, оригинальный, интересный проект, подобных которому на оренбургской сцене ещё не было. А вот стоит ли показывать его самим школьникам?

Наверное, с осторожностью. Юный зритель может воспринять как руководство к действию одну из самых запоминающихся песен спектакля – ту самую, с припевом вроде «курни косяк, и всё будет ништяк». Возьмёт за пример и ночную Иркину подработку в стрип-клубе. Зло здесь никак не наказано. Наказано добро: самый искренний, честный и правильный мальчик, самая чистая девочка в классе. Как бы в неокрепший ум не запросилась мораль: мол, плохо быть несиликоновым лохом.

Главный недостаток постановки – отсутствие воспитательного момента. Вернее, он есть, но касается взрослых – главным образом учителей. Нельзя вести уроки ради количества часов, воспитывать для галочки, постоянно гнаться за статистикой. Нельзя в угоду своим любимчикам, толком не разобравшись, вешать убийственные ярлыки: «наркоман», «проститутка». Нельзя потирать ручки, отпуская детей в жизнь, как это делает на выпускном упомянутая седовласая рэперша: «Наконец-то вы вне нашей ответственности! Теперь за пределами школы можете делать что хотите!»

И всё это правда. И мы, сидя в зрительном зале, праведно киваем головами: за детьми нужно следить, тем более за взрослеющими, злыми и несчастными. Но и «кошмарить», как это делает Чиновник, нельзя. Так как же быть?

Ответа спектакль не предлагает. Но в нём и так много вещей, заслуживающих внимания.
Некоторые сцены словно существуют отдельно от мюзикла - настолько они драматичны и самодостаточны. Наталья Чепенкова великолепно показала горе и шок матери, услышавшей намёк: «Ваш сын – неадекватен». Дипломант международного конкурса Сергей Гурьянов (в другом составе – Дмитрий Гуцуляк) просто сразил зал тремя сценами, разыгравшимися в воображении его героя Мити. В них он танцует стриптиз и покоряет сердца женской половины школы и всего мира: вызывает на дуэль одноклассника-соперника в борьбе за сердце возлюбленной и даже выбрасывается из окна, что выглядит комично, но перестаёт быть таковым, когда подобное самоубийство, уже наяву, совершает главная героиня…

Хорош дуэт Азамата Нугуманова и Елены Колчановой, изобразивших взаимную страсть юной девушки и стареющего ловеласа-романтика, в которой есть нежность и надрыв, но есть и фальшь, и червоточинка, и обречённость. Прекрасно их исполнение главной песни мюзикла «Деревья всегда лицом и никогда – спиной…».
Так вот, «деревья» (читай: детали и сцены) в мюзикле очень хороши. Честно говоря, лучше «леса».