Полная версия сайта

Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии

88 театральный сезон

««Силикон» – эксперимент, который удался», Татьяна АНИФАТЬЕВА, «Оренбургское обозрение» 3 апреля 2012 №11

05.05.2016

30 марта  в Оренбургском театре музыкальной комедии состоялась премьера реалити-мюзикла «Силикон». Подобного спектакля в репертуаре театра не было никогда!

За долго до часа икс, когда перед изумленной публикой раскрылся занавес и началось действо, аналогов которому не то что зрители, театральные старожилы не припомнят, администрация театра музкомедии предупреждала – такого вы еще не видели!

Идея создания актуального репертуара принадлежит молодому солисту театра, выпускнику режиссерского факультета Российской Академии Театрального Искусства Денису Радченко. Он давно обратил внимание на произведение «дедушки уральского рока» Александра Пантыкина и драматурга Константина Рубинского и предложил включить его в театральную афишу. Но у труппы были свои творческие планы. К тому же как раз в тот период в театр приехал новый главный режиссер, а у него на оренбургских актеров были свои планы. Скандальную премьеру пришлось отложить почти на пять лет. Все это время Денис скрупулезно изучал материал, продумывал детали, общался с авторами.

Вероятно, мюзикл ждал дня сегодняшнего, поскольку оказался как нельзя более актуальным. На фоне участившихся подростковых суицидов, повальной эпидемии, имя которой «сеть», отчужденности молодого поколения, привыкшего общаться смайликами с экранами своих буков, «Силикон» звучит, как крик «Опомнитесь!».

Втягиваясь в виртуальный мир, дети теряют живую связь не только со сверстниками, но и с родителями. А последних злит отчужденность потомства. И возникает конфликт.

Так же, как и авторы пьесы, режиссер Радченко вывел на первый план проблему одиночества, но рассмотрел ее более развернуто. Одиночество вообще. Ярко выражена в постановке вечная тема отцов и детей. Только сегодня она – острее, злее, жестче. Потому что мир такой. Слишком много вокруг безразличия. А спасти от безразличия может только любовь. Настоящая, живая, а не виртуальная. Денис попытался разобраться, почему мир взрослых далек от мира детей, и почему эти миры не понимают друг друга. У Дениса Юрьевича не одна сверхзадача, а несколько.

– Не дети дают ощущение вечности, – говорит молодой режиссер, – а любовь!

Постановочную группу Денис Радченко подбирал по принципу  – молодые и близкие по духу.

Создание образа фальшивого, «силиконового», мира, в котором живут герои мюзикла, легла на юные плечи художника из Санкт-Петербурга, ученика известного в России и за ее пределами сценографа Вячеслава Окунева, Марселя Калмагамбетова. Автор пространственного решения покинул школьную скамью каких - то пять лет назад, но является постановщиком 11 спектаклей. «Силикон» - 12-ый в его творческой биографии.  С Денисом Радченко Марсель познакомился в Интернете, и охотно принял приглашение поработать вместе. В своем проекте Калмагамбетов совместил несовместимое – объединил графику и живопись. Сделал декорации черно – белыми, а персонажей нарядил в  неестественно яркие, броские костюмы.

– Это  олицетворение нашего современного общества, то, как мы его видим, –  говорит о своей работе молодой художник, – Среда, в которой обитают герои. Это тоже некий образ, образ нашего окружения.

Декорации – мягкая одежда сцены, как и задумывал автор, черно-белого цвета. Площадка загружена минимально – всего три футуристических лестницы на фурках. Это не просто дань умению режиссера построить оригинальную мезансцену. Именно они символизируют искаженность мира, в котором живут персонажи.

«Силикон» – вторая работа с труппой музкомедии молодого балетмейстера-постановщика Оксаны Камалиевой. Первый раз она ставила классику – оперетту «Сильва». Сегодня – реалити мюзикл. В данном случае девушке было проще – здесь нужна была современная хореография. На протяжении всего спектакля и балет, и все персонажи и хор находятся в постоянном движении. Придумать па на такое количество людей и музыкальных номеров – дело не простое. Но Оксана охотно взялась за него, т.к. театр заражает ее своей энергетикой. Хореографию Камалиева придумывает, глядя на артистов, взвешивая их данные и способности. А потому вся «движуха» в спектакле получилась колоритной, ритмичной, созвучной с замыслом композитора и режиссера.

Изюминка новой постановки – сочетание звучания фонограммы и симфонического оркестра. В практики театра уже было нечто подобное – «фанера» сочеталась с живым звуком в фолк – опере «Ночь перед Рождеством». Однако в данном случае все было гораздо сложнее. Дирижер-постановщик Олег Крохмаль впервые за всю свою долгую практику дирижировал фонограммой, сводил номера так, чтобы акустически электронный звук не отличался от того, что доносится из оркестровой ямы.

– Все приемы дирижирования, которым я обучался, тут оказались неуместны, – смеется Олег Федорович – тут надо было приспосабливаться.

В день генерального прогона на зрителе, 28 марта, дирижеру исполнилось 60 лет. Готовый «Силикон» и бурные овации зрителей стали для маэстро подарком к юбилею.

Кстати, для отлаженного звучания, который просто необходим для мюзикла, тем более такого масштаба, была приобретена специальная аппаратура - так называемые «гарнитуры» ­– головные радиомикрофоны. А это уже столичный размах!

С постановочной группой познакомились перейдем конкретно к шоу. Ох, не даром жанр постановки определен словом «реалити». Он затрагивает не только актуальность темы. На протяжении всего действа идет онлайн общение артистов со зрителями. Воздействие «в лоб» световыми и прочими эффектами, хореографией, актерской игрой.

Для многих актеров труппы «Силикон» стал новой планкой, которую они с успехом подняли. Испытание на способность к перевоплощению. Многих оренбургские театралы привыкли видеть в веселых опереттах и музыкальных комедиях, где страсти не такие кипучие, где всегда хеппи энд, и происходит все «когда-то давно».

«Силикон» это здесь и сейчас!

Елена Колчанова – субретка со стажем. И хотя на ее счету это не первый мюзикл, роль такого уровня для девушки в новинку. Она играет современницу – школьницу, хотя сама давно выросла из этого платьица. Ей пришлось примерить на себя одежду сегодняшнего подростка. И примерка прошла успешно! Зритель ей поверил. Поверил в искренность чувств ее Норы, сочувствовал беде. Беде запутавшейся влюбленной девочки, мечтавшей о герое, нашедшей его в пресловутой «аське», и… разочаровавшейся! На актрису легла огромная эмоциональная нагрузка.

Удивил и порадовал своей игрой  недавний выпускник ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей по специальности «Актер музыкального театра» Сергей Гурьянов. Не так давно он осилил довольно серьезную роль Эдвина в классической оперетте «Сильва». И если там еще видны были неуверенность в игре, вокальные погрешности, то в данном случае молодой артист выглядел достойно. Он достоверно передал образ современного старшеклассника – ботаника Мити, романтичного юношу, решившегося на любовь, но только в интернете.

В спектакле занята вся труппа театра. Молодежь играет школьников, их коллеги постарше – педагогов и родителей. Старейшины сцены сначала скептически отнеслись к эксперименту. Но затем мнение переменили. Работа оказалась захватывающе интересной. Заслуженная артистка России Валентина Русанова долгие годы была украшением классических спектаклей. Она пела «Сильву» и «Принцессу цирка», а сегодня с большим удовольствием играет современную школьную директрису. Сложным было для Валентины Александровны только разучивание рэпа. В финале второго акта она как бы перевоплощается в подростка и выдает собравшимся на выпускной песенку в «их стиле».

Кстати, буквально за несколько дней до премьеры Валентина Русанова стала лауреатом премии Губернатора «За лучшую актерскую работу года» за роль княгини Воляпюк в оперетте «Сильва».

В неожиданном образе предстала и лирическая героиня оперетт, нежная и трогательная Алена Алемасцева, известная оренбургским театралам по ролям в спектаклях «Баядера» и «Веселая вдова». Сегодня грубая, мужиковатая «училка» физкультуры.

– Такой «не формат» случился со мной впервые, – улыбается актриса, – но я этому очень рада.

Очень заметной получилась роль Дуремара в исполнении Владимира Диля. Школьный наркодилер, хитрый, во всем находящий свою выгоду, он частенько срывал аплодисменты зрителей, произнося ту или иную сленговую фразу. (Увы, молодежь реагировала не на то, на что нужно бы!).

Вновь поразила своей искренностью и правдой жизни на сцене Ирина Низамова. Нет, на сцене была не актриса, а Ирка – стриптизерша. Она будто случайно зашла в театр со школьной дискотеки.

Запомнился и Мажор – Сергей Фурсов. У него хоть и не большая, но зато очень знаковая, смысловая роль. Он задает конфликт и еще одну сверхзадачу, но уже свою, актерскую – за деньги можно купить все, даже любовь. И – все решают связи.

Сергей Гурьянов и все трое нижеописанных – один выпуск. И он одной командой придали мюзиклу какую-то особую краску.

Заставил забиться ни одно девичье сердце и Азамат Нугуманов, сыгравший отца Мити. Сколько девчонок сейчас влюбляется в мужчин, которые старше их? Это норма жизни. А Нора приняла отца Мити за того принца из «аськи». Как же она была счастлива! Как был счастлив он, что его мечта ответила на чувства! И сколько боли показал артист, когда узнал, что Нору любит его сын…

Трудно передать все эмоции, овладевающие после просмотра реалити-мюзикла «Силикон». Он заставляет задуматься. И оценить работу каждого в нескольких газетных страничках сложно.

Остановимся еще, но только на одном факте. Впервые на одну сцену вместе с профессионалами, да еще в таком глобальном проекте вышли студенты II курса специальности «Актер музыкального театра» Оренбургского государственного института искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей.

– Естественно, волнение жуткое, – делится впечатлениями от его курса Денис Дрючин. – А когда открывается занавес и видишь сотни голов, такой адреналин берет!

Билеты на премьеру «Силикона» расходятся, как горячие пирожки, и стоят они не дорого - от 150 до 300 рублей.

После увиденного автор текста, вот уже много лет заядлый оренбургский театрал, может с уверенностью сказать – такого в самом веселом театре Оренбуржья  действительно еще не было! Но лучше все увидеть своими глазами, чтобы дать реалити-мюзиклу свою оценку. Браво, музкомедия!